САМООЦЕНКА

    Мы многому учим наших детей, и надеемся, что эти знания и навыки помогут им в жизни. Я сегодня хочу поговорить о том, как мы учим своего ребёнка относиться к СЕБЕ САМОМУ.

    В нашей голове живут внутренние Ругатели и Хвалители.

Хвалители говорят:

- Вперёд! Ты умный! У тебя всё получится!

- У тебя «золотые руки»! Всё, за что ты берёшься, обречено на успех!

- Ты сокровище! Рядом с тобой так хорошо!

Ругатели убеждают:

- Сиди и не высовывайся! Ты ни на что не годен!

- Не трогай! Сломаешь!

- Ничего тебе доверить нельзя! Всё испортишь!

  Задумайтесь на минуточку, как вы с собой разговариваете, когда попадаете в трудную жизненную ситуацию? Ругаете, угрожаете или успокаиваете и подбадриваете? У нас в голове всё время звучат эти голоса. Это голоса наших родителей, учительницы, соседа, начальника.

   «Если я останусь у ребёнка в голове голосом, который будет сопровождать его всю жизнь, почему бы совершенно сознательно не стать голосом поддержки? Тем, кто будет говорить: «Всё хорошо! Ты справишься! У тебя всё получится!» (с)

ЛЮБЯЩИЕ ГЛАЗА

Огромное счастье, когда есть человек, который смотрит на тебя любящими глазами. Он видит все твои неудачи и промахи и всё равно говорит: “С тобой всё в порядке!”

Вот смотрите, как ваш ребенок пытается нарисовать (написать, слепить, смастерить) что-то, и волосы встают дыбом: "Да что ж это такое! Ужас какой!"

Для примера: когда моя дочь пошла в первый класс, она какое-то время жила с бабушкой. Домашнее задание в прописях выполнялось всегда примерно с таким комментарием: "Это что за уродцы? Они сейчас улягутся на строчку! Один страшнее другого!" (это про буквы).

А теперь примеряем ситуацию на себя. Вы на работе пытаетесь освоить новую программу. Несколько дней бьётесь, ничего не получается. Тут начальник подходит и говорит: "Я не могу на это смотреть! Тут всё проще простого!"

Ну? Как бы вы себя чувствуете после такого разговора? А если подобное повторялось бы каждый день?

Упражнение «Любящие глаза»

Смотрим на своего ребёнка и замечаем всё самое хорошее:

- Смотри, какая эта буква (цифра, кружок и т. д.) красивая! Попробуй ещё такую написать (нарисовать, слепить, склеить). А если не получается, давай вместе придумаем, что можно сделать, чтобы стало лучше.

 Попробуйте смотреть на своего ребёнка, мужа, маму любящими глазами.

Правило «Зелёной ручки».

Кратко смысл его в том, чтобы не зачёркивать там, где криво и грязно, а замечать то, что получилось особенно хорошо!

И так во всём, не только в прописях.

ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ – НОРМАЛЬНО

Будучи маленькими, мы учимся у взрослых тому, что думать о себе. Я надеюсь, что вам хочется остаться в голове своего ребёнка тем, кто будет хвалить, утешать, подбадривать.

Кто хочет превратиться во внутреннего Хвалителя?

В чём я хочу убедить своего ребёнка?

Убеждение первое: «Отличаться от других – нормально».

- Даша давно уже читать научилась, а ты до сих пор буквы путаешь!

- Почему Рома всегда такой чистый с прогулки приходит, а ты -  как поросёнок!

- Маша за две минуты собралась, а ты полчаса уже возишься!

Если вы так не говорите своим детям, то я просто горжусь вами! А если честно?  

Убеждаем себя, а затем и своего ребёнка, что отличаться от других – это нормально.

Ты – особенный, уникальный, другого такого нет! Самое лучшее, что может сделать любой человек – это как можно раньше познакомиться с самим собой: осознать свои сильные и слабые стороны. Но об этом мы поговорим в другой раз.

“Дети также различаются в том, как они обучаются, и родителям важно осознавать эти различия, чтобы не расстраиваться понапрасну, сравнивая своих детей с другими. По типу усвоения знаний дети делятся на три категории: бегуны, ходоки и прыгуны. Бегуны обучаются очень быстро. Ходоки обучаются ровно, их успехи несложно заметить со стороны. И наконец, существуют прыгуны. Прыгунов воспитывать труднее всего. Создается впечатление, будто эти дети вообще не учатся и не добиваются никаких успехов, но затем в один прекрасный день они совершают скачок и обретают знания и навыки разом. Они - как поздние цветы. Обучение занимает у них больше времени.” (c) Джон Грей

К слову, за 30 лет работы с детьми много раз наблюдала, как ребёнок, который «безнадёжно» (ну так казалось на первый взгляд) отставал от сверстников, в один прыжок их догонял, а иногда и перегонял. Вот так!

А у вас есть такие примеры?

СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ – НОРМАЛЬНО

 Было у вас такое: Хотите что-то сделать, например, сменить причёску или работу, сделать ремонт, купить новое платье или мебель. И, как будто, что-то не даёт, мешает реализовать свои мечты.

Если у вас всё не так, вы Счастливчик! А у меня такое, к сожалению, часто бывает. Ну вот, к примеру, хочешь ты купить новый диван, и никак не можешь. И в магазин раз пять уже ходил, и в интернете картинки смотрел, и … ну никак! А вдруг он будет слишком хлипкий, чтобы нас всех выдержать, а вдруг с размером (обивкой, цветом и т. д.) ошибусь?!  Возможно, кто-то узнаёт себя?     

У наших детей это тоже, к сожалению, бывает: “Боюсь ошибиться, сделать неправильно и совсем ничего не делаю. Нужно нарисовать круг, решить задачу, написать сочинение и… Сижу и жду, когда кто-то придёт и сделает это за меня.”

Случай из моей практики:

Собираемся писать изложение. Девочка, моя ученица, скомкала и разорвала листок на мелкие кусочки. Спрашиваю: Что случилось?

Я не умею, у меня точно не получится! Дальше началась такая истерика, что пришлось девочку отправить в учительскую, где её пытались успокоить несколько педагогов.

К, счастью, такие ситуации бывают не часто.

А вот такие: “Рисовать (писать, решать) не буду, у меня не получится!” – каждый день.

Как мы можем нашим детям помочь в таких ситуациях? Убеждаем и на собственном примере показываем:

Пересолила суп: Ничего страшного! Сейчас всё исправим – воды или сливки добавим.

Разбила статуэтку: Сейчас попробуем склеить. Не возможно отремонтировать – никакой трагедии нет! Купим новую, ещё лучше!

Резко поговорила с кем-то из близких: Признайтесь, что поступила плохо. Скажите ребёнку, что нужно извинится.

Ваши собственные примеры для детей в тысячи раз эффективнее длинных нравоучений. Я думаю, что принцип вы уловили. Допустил ошибку (не важно в какой сфере) – подумай, как её можно исправить!

“Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что-то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом. Если дети видят, что родители всегда извиняются за допущенный промах, то они и сами постепенно приучаются брать на себя ответственность за свои ошибки.” (c) Джон Грей

 

Copyright © 2024 ПОЧЕМУЧКИ. All rights reserved.
GetSimple CMS   getsimplethemes.ru